1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
1.1. Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, в срок, установленный пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями
влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500 000 рублей.
1.1-1. Непредставление налоговому органу документов, истребуемых в соответствии с пунктом 1 статьи 25.14-1 настоящего Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 25.14-1 настоящего Кодекса, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями
влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 1 миллиона рублей.
1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета
влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.
4. Положения пунктов 1.1 и 1.1-1 настоящей статьи не применяются в отношении документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.
- Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога либо в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества лица без согласия налогового органа
- Статья 126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
Данная статья предусматривает ответственность организации за непредставление налоговому органу, проводящему налоговую проверку, сведений о налогоплательщике. Непредставление может выражаться в форме отказа предоставить имеющиеся у организации документы, либо в форме уклонения от предоставления таких документов, либо в форме предоставления документов с заведомо ложными сведениями. Важно отметить, что в данной статье предусмотрено предоставление сведений только в виде документов. Причем организация обязана предоставить налоговому органу только те сведения, которые содержат информацию о проверяемом налогоплательщике, а не любые документы, истребованные налоговым органом.
Субъектом данной статьи, как следует из сказанного выше, является не сам налогоплательщик, в отношении которого проводится налоговая проверка, а любая другая организация, у которой имеются какие-либо сведения о проверяемом налогоплательщике.
1. Непосредственным объектом деяния, предусмотренного пунктом 1 комментируемой статьи, является установленный Кодексом и другими актами законодательства о налогах порядок представления налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и иных сведений в налоговый орган, в частности сроки их представления.
2. Характеризуя объективную сторону данного правонарушения, следует иметь в виду ряд важных обстоятельств:
а) данная статья охватывает налоговые органы не только по месту учета организации или физического лица, но и любые иные (например, вышестоящие, проводящие так называемую контрольную проверку; налоговые органы, проводящие встречную проверку);
б) сведения о налогоплательщике, упомянутые в пункте 2 комментируемой статьи, - это любые сведения об организациях и физических лицах, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налога. К ним, в частности, относятся сведения о:
- документах, свидетельствующих о налогоплательщике;
- наличии у него лицензии, свидетельства, сертификата, других установленных законом документов;
- документах по постановке на налоговый учет;
- учредительных документах организации;
- государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, объектов налогообложения и т.д.;
в) запрос налогового органа должен иметь письменную форму с указанием места, даты составления, ф.и.о. должностного лица налогового органа. В запросе нужно четко указать, какие именно сведения и в какой срок необходимо представить;
г) "непредставление сведений" может выражаться:
1) в отказе виновного предоставить имеющиеся у него документы о налогоплательщике.
Если же у последнего таких документов нет (либо уже нет на момент получения запроса), то в его деянии отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренная комментируемой статьей;
2) в ином уклонении от представления упомянутой информации. Виновный в данном случае прямо не заявляет об отказе, но и не предпринимает никаких мер, чтобы исполнить запрос. В этом же ряду стоят такие действия виновного, как направление письменного ответа о том, что документы будут представлены, но позднее (затем срок представления переносится снова и снова); устное сообщение о том, что у него имеются такие документы, и в них нет ничего интересного для налоговых органов, представление лишь части запрошенных документов и т.п.;
3) в предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями (например, их текст искажен путем внесения поправок, дополнений, исключения части текста, ее вытравления и т.п., документ помечен другой датой, подменены подписи).
Деяние может быть совершено в форме как действия, так и бездействия.
Правонарушение, предусмотренное пунктом 2 комментируемой статьи, налицо лишь постольку, поскольку не содержит признаков деяния, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ (она устанавливает ответственность банка за непредставление сведений о клиенте банка налоговому органу). Конструктивными признаками деяния, предусмотренного п. 1 настоящей статьи, являются:
- нарушение именно установленных законом сроков представления документов и(или) сведений о примерах таких сроков;
- непредставление в упомянутые сроки не только документов (например, решения о реорганизации юридического лица), но и других сведений.
3. Субъектом деяния, предусмотренного п. 1 комментируемой статьи, могут быть организации и физические лица (включая индивидуальных предпринимателей). При этом речь идет лишь о налогоплательщиках и налоговых агентах. Мнение специалистов МНС России по вопросу привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ изложено в письме МНС от 11 мая 2001 г. N БГ-6-18/377@, а также в письмах от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 и от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@.
С другой стороны, субъектом деяния, предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи, могут быть только организации, а пунктом 3 статьи 126 Кодекса, - только физические лица. При этом предусмотренная ответственность наступает, если оно не содержит признаков состава преступления.
Привлечение организации к ответственности по статье 126 НК РФ не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной предусмотренной законом ответственности.
Необходимо учесть, что в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы, ОВФ оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в неположенном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, а на руководителей организаций - от 3 до 5 МРОТ.
4. Субъективная сторона данного деяния может характеризоваться как наличием умысла (а при предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями - только прямого умысла), так и неосторожной формой вины.
Вина организации (при совершении данного правонарушения) определяется в зависимости от вины ее руководителя (иных лиц, выполняющих в организации управленческие функции) либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).
5. Перечислим меры ответственности, предусмотренные статьей 126 НК РФ:
- с налогоплательщика (налогового агента), упомянутого в пункте 1 статьи 126 НК РФ, взыскивается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ;
- организация привлекается за совершение данного налогового правонарушения к штрафу в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Эти суммы могут быть уменьшены или увеличены по правилам статьи 112 НК РФ, пунктов 3, 4 статьи 114 НК РФ.
Как усматривается из судебных актов, инспекцией по результатам проведенной выездной налоговой проверки ООО "Авторитет-Авто" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 составлен акт от 11.04.2014 N 3 и принято решение от 05.06.2014 N 11 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) за неполную уплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 1 939 950 рублей, за неполную уплату НДС в сумме 2 824 856 рублей, статьей 126 Налогового кодекса за непредставление авансового расчета по налогу на имущество организаций в виде штрафа в сумме 200 рублей, налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций в сумме 9 699 751 рублей, НДС в сумме 16 694 526 рублей, начислены соответствующие суммы пеней по налогу на прибыль организаций в сумме 1 450 751 рублей 77 копеек, по НДС в сумме 2 725 849 рублей 18 копеек, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 304-КГ16-20202 по делу N А45-7713/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Строкачинской Татьяны Афанасьевны о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по городу Новосибирску от 30.09.2014 N 14/11 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области от 12.01.2015 N 662) о доначислении 914 639 рублей единого налога на вмененный доход, начислении соответствующей суммы пеней и привлечения к налоговой ответственности по статье 119, пункту 1 статьи 122, статьи 123, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в общем размере 126 283 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2017 N 308-КГ17-65 по делу N А53-20551/2015
решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2016 решение инспекции признано незаконным в части уменьшения убытка в сумме 21 576 681 рубля по налогу на прибыль, начисления 1 125 рублей налога на прибыль и соответствующих сумм пеней, а также привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде 861 589 рублей 30 копеек штрафа, в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса в виде 66 319 рублей 20 копеек штрафа, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса в виде 180 рублей штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 304-КГ17-2218 по делу N А27-24958/2015
Как следует из представленных материалов, по результатам проведения выездной налоговой проверки в отношении общества инспекцией принято решение от 21.09.2015 N 22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислены налоговые санкции по пункту 1 статьи 122, по статье 123, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса в общем размере 7 553 420 рублей 75 копеек; также решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, налогу на добычу полезных ископаемых в общем размере 45 037 367 рублей, пени в общем размере 6 772 567 рублей 28 копеек, удержать и перечислить в бюджет налог на НДФЛ в размере 1 341 576 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2017 N 304-КГ17-1271 по делу N А02-2514/2015
Как усматривается из судебных актов, оспариваемым решением инспекции от 29.06.2015 N 194, принятым по результатам проведенной выездной налоговой проверки, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 119, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде штрафов, доначислены налоги, пени и предложено уменьшить убытки, исчисленные по налогу на прибыль организаций за 2012 год.
Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2017 N 305-КГ17-1875 по делу N А40-195563/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Мостовик" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными: решения от 07.05.2015 N 871 об уменьшении суммы налога, излишне заявленного к возмещению в размере 717 899 851 рубля, и о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) за непредставление в установленный срок документов (сведений) в размере 7 000 рублей и решения от 07.05.2015 N 86 об отказе налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 717 899 851 рубля, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества,
Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2017 N 307-КГ17-1822 по делу N А42-3320/2015
Как следует из судебных актов, по результатам проведенной выездной налоговой проверки за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 инспекцией принято решение от 31.12.2014 N 02.3-34/17557, которым общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафов за неполную уплату налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в размере 274 869 рублей, налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 704 723 рублей, транспортного налога в размере 46 рублей, единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в размере 17 894 рублей; на основании статьи 123 НК РФ и пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафов в размере 514 498 рублей и 5600 рублей, соответственно. Указанным решением обществу за 2011-2012 годы доначислены налог на прибыль в сумме 1 374 342 рублей, НДС в сумме 5 535 525 рублей, транспортный налог в сумме 227 рублей, ЕНВД в сумме 105 028 рублей, а также соответствующие суммы пеней.
Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2017 N 304-КГ17-1844 по делу N А46-4871/2016
решением Арбитражного суда Омской области от 07.06.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.12.2016, заявление удовлетворено частично, решение инспекции признано недействительным в части привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 800 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2017 N 304-КГ17-1926 по делу N А75-946/2016
Как следует из судебных актов, оспариваемое налогоплательщиком решение принято инспекцией по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. Налогоплательщику начислены 5 373 459 рублей налога на добавленную стоимость, 1 473 650 рублей пеней, 296 624 рубля штрафных санкций по пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2017 N 304-КГ17-1671 по делу N А27-9477/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Шахта Заречная" (далее - общество, заявитель) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным решения от 27.01.2014 N 4 и применении смягчающих ответственность обстоятельств в части исчисления штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за неуплату налога на прибыль, транспортного налога; по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса за непредставление документов по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и расчетов по налогу с доходов, выплаченных иностранной организации; по статье 123 Налогового кодекса за несвоевременное перечисление НДФЛ
Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 307-КГ17-3869 по делу N А21-7101/2015
решением Арбитражного суда Калининградской области от 20.01.2016 оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в виде взыскания 75 333 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.