1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
1.1. Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, в срок, установленный пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями
влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500 000 рублей.
1.1-1. Непредставление налоговому органу документов, истребуемых в соответствии с пунктом 1 статьи 25.14-1 настоящего Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 25.14-1 настоящего Кодекса, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями
влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 1 миллиона рублей.
1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета
влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.
4. Положения пунктов 1.1 и 1.1-1 настоящей статьи не применяются в отношении документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.
- Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога либо в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества лица без согласия налогового органа
- Статья 126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
Данная статья предусматривает ответственность организации за непредставление налоговому органу, проводящему налоговую проверку, сведений о налогоплательщике. Непредставление может выражаться в форме отказа предоставить имеющиеся у организации документы, либо в форме уклонения от предоставления таких документов, либо в форме предоставления документов с заведомо ложными сведениями. Важно отметить, что в данной статье предусмотрено предоставление сведений только в виде документов. Причем организация обязана предоставить налоговому органу только те сведения, которые содержат информацию о проверяемом налогоплательщике, а не любые документы, истребованные налоговым органом.
Субъектом данной статьи, как следует из сказанного выше, является не сам налогоплательщик, в отношении которого проводится налоговая проверка, а любая другая организация, у которой имеются какие-либо сведения о проверяемом налогоплательщике.
1. Непосредственным объектом деяния, предусмотренного пунктом 1 комментируемой статьи, является установленный Кодексом и другими актами законодательства о налогах порядок представления налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и иных сведений в налоговый орган, в частности сроки их представления.
2. Характеризуя объективную сторону данного правонарушения, следует иметь в виду ряд важных обстоятельств:
а) данная статья охватывает налоговые органы не только по месту учета организации или физического лица, но и любые иные (например, вышестоящие, проводящие так называемую контрольную проверку; налоговые органы, проводящие встречную проверку);
б) сведения о налогоплательщике, упомянутые в пункте 2 комментируемой статьи, - это любые сведения об организациях и физических лицах, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налога. К ним, в частности, относятся сведения о:
- документах, свидетельствующих о налогоплательщике;
- наличии у него лицензии, свидетельства, сертификата, других установленных законом документов;
- документах по постановке на налоговый учет;
- учредительных документах организации;
- государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, объектов налогообложения и т.д.;
в) запрос налогового органа должен иметь письменную форму с указанием места, даты составления, ф.и.о. должностного лица налогового органа. В запросе нужно четко указать, какие именно сведения и в какой срок необходимо представить;
г) "непредставление сведений" может выражаться:
1) в отказе виновного предоставить имеющиеся у него документы о налогоплательщике.
Если же у последнего таких документов нет (либо уже нет на момент получения запроса), то в его деянии отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренная комментируемой статьей;
2) в ином уклонении от представления упомянутой информации. Виновный в данном случае прямо не заявляет об отказе, но и не предпринимает никаких мер, чтобы исполнить запрос. В этом же ряду стоят такие действия виновного, как направление письменного ответа о том, что документы будут представлены, но позднее (затем срок представления переносится снова и снова); устное сообщение о том, что у него имеются такие документы, и в них нет ничего интересного для налоговых органов, представление лишь части запрошенных документов и т.п.;
3) в предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями (например, их текст искажен путем внесения поправок, дополнений, исключения части текста, ее вытравления и т.п., документ помечен другой датой, подменены подписи).
Деяние может быть совершено в форме как действия, так и бездействия.
Правонарушение, предусмотренное пунктом 2 комментируемой статьи, налицо лишь постольку, поскольку не содержит признаков деяния, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ (она устанавливает ответственность банка за непредставление сведений о клиенте банка налоговому органу). Конструктивными признаками деяния, предусмотренного п. 1 настоящей статьи, являются:
- нарушение именно установленных законом сроков представления документов и(или) сведений о примерах таких сроков;
- непредставление в упомянутые сроки не только документов (например, решения о реорганизации юридического лица), но и других сведений.
3. Субъектом деяния, предусмотренного п. 1 комментируемой статьи, могут быть организации и физические лица (включая индивидуальных предпринимателей). При этом речь идет лишь о налогоплательщиках и налоговых агентах. Мнение специалистов МНС России по вопросу привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ изложено в письме МНС от 11 мая 2001 г. N БГ-6-18/377@, а также в письмах от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 и от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@.
С другой стороны, субъектом деяния, предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи, могут быть только организации, а пунктом 3 статьи 126 Кодекса, - только физические лица. При этом предусмотренная ответственность наступает, если оно не содержит признаков состава преступления.
Привлечение организации к ответственности по статье 126 НК РФ не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной предусмотренной законом ответственности.
Необходимо учесть, что в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы, ОВФ оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в неположенном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, а на руководителей организаций - от 3 до 5 МРОТ.
4. Субъективная сторона данного деяния может характеризоваться как наличием умысла (а при предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями - только прямого умысла), так и неосторожной формой вины.
Вина организации (при совершении данного правонарушения) определяется в зависимости от вины ее руководителя (иных лиц, выполняющих в организации управленческие функции) либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).
5. Перечислим меры ответственности, предусмотренные статьей 126 НК РФ:
- с налогоплательщика (налогового агента), упомянутого в пункте 1 статьи 126 НК РФ, взыскивается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ;
- организация привлекается за совершение данного налогового правонарушения к штрафу в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Эти суммы могут быть уменьшены или увеличены по правилам статьи 112 НК РФ, пунктов 3, 4 статьи 114 НК РФ.
Как следует из представленных материалов, по результатам проведения выездной налоговой проверки в отношении общества инспекцией принято решение от 21.09.2015 N 22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислены налоговые санкции по пункту 1 статьи 122, по статье 123, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса в общем размере 7 553 420 рублей 75 копеек; также решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, налогу на добычу полезных ископаемых в общем размере 45 037 367 рублей, пени в общем размере 6 772 567 рублей 28 копеек, удержать и перечислить в бюджет налог на НДФЛ в размере 1 341 576 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2017 N 307-КГ17-1822 по делу N А42-3320/2015
Как следует из судебных актов, по результатам проведенной выездной налоговой проверки за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 инспекцией принято решение от 31.12.2014 N 02.3-34/17557, которым общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафов за неполную уплату налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в размере 274 869 рублей, налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 704 723 рублей, транспортного налога в размере 46 рублей, единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в размере 17 894 рублей; на основании статьи 123 НК РФ и пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафов в размере 514 498 рублей и 5600 рублей, соответственно. Указанным решением обществу за 2011-2012 годы доначислены налог на прибыль в сумме 1 374 342 рублей, НДС в сумме 5 535 525 рублей, транспортный налог в сумме 227 рублей, ЕНВД в сумме 105 028 рублей, а также соответствующие суммы пеней.
Определение Верховного Суда РФ от 02.05.2017 N 307-КГ16-19781 по делу N А42-7562/2015
по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 налоговым органом составлен акт и принято решение от 24.03.2015 N 4 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением обществу доначислено 28 278 649 рублей налога на прибыль, начислено 6 082 002 рублей 94 копеек пеней за нарушение срока уплаты данного налога и взыскан штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в размере 4 891 141 рублей. Обществу также предложено удержать и перечислить в бюджет 368 838 рублей неудержанного налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) или письменно сообщить налоговому органу о невозможности удержать налог.
Определение Верховного Суда РФ от 10.05.2017 N 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015
Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом.
Указанные положения Налогового кодекса, в системной связи со статьями 23 и 84 настоящего Кодекса, по мнению общества, позволяют прийти к выводу об отсутствии в его действиях по несообщению налоговым органам о деятельности обособленных подразделений, состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 305-КГ17-4951 по делу N А41-32104/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Одинцовское ДРСУ" о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области от 15.02.2016 N 13-11/4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 339 554 рублей налога на добавленную стоимость по взаимоотношения с обществами с ограниченной ответственностью "Эко Вей" и "Протон", начисления соответствующих сумм пеней, а также 11 167 600 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за неисполнение требования о представлении документов,
Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N 305-КГ17-7415 по делу N А40-181848/2015
решением Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2017, заявление ООО "Татнефть-АЗС-Запад" к управлению о признании недействительным решения от 12.02.2015 N 14-18р/15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части требования по эпизодам, связанным с привлечением к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), с доначислениями по эпизоду с индивидуальным предпринимателем Луньковым Д.В., оставлено без рассмотрения, в удовлетворении остальной части требования отказано.
Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N 305-КГ17-8433 по делу N А40-228422/2016
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что направленное в порядке статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при проведении выездной налоговой проверки деятельности общества требование инспекции о предоставлении документов (информации) не было исполнено обществом, суды пришли к выводу о правомерности привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 302-ЭС17-5834 по делу N А10-1149/2014
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и усматривается из материалов дела, решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия от 17.06.2011 N 09-26 (далее - решение инспекции от 17.06.2011), принятым по результатам проведения выездной налоговой проверки, предпринимателю Бадахян М.А. доначислено 12 516 788 рублей налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и единого социального налога, начислены пени в сумме 2 178 822 рубля, предприниматель привлечена к ответственности на основании пункта 1 статьи 122, пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде штрафа в сумме 1 409 887 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2017 N 304-КГ17-8872 по делу N А70-6845/2016
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса, поскольку налогоплательщик обязан был лишь проинформировать налоговый орган о создании обособленных подразделений. Суд отметил, что обязанность по постановке на учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения возлагается на налоговый орган. При этом, непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2017 N 308-КГ17-12624 по делу N А32-42834/2016
Как следует из судебных актов, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией принято решение N 14-25/26/72 от 21.11.2016 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), заявителю доначислены налоги, начислены соответствующие пени, а также предложено предоставить уточненные налоговые декларации по УСН за 2013 и 2014 годы.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.09.2017 N 302-ЭС17-5834 по делу N А10-1149/2014
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и усматривается из материалов дела, решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия от 17.06.2011 N 09-26 (далее - решение инспекции от 17.06.2011), принятым по результатам выездной налоговой проверки, предпринимателю Бадахян М.А. доначислено 12 516 788 рублей налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и единого социального налога, начислены пени в сумме 2 178 822 рубля, предприниматель привлечена к ответственности на основании пункта 1 статьи 122, пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде штрафа в сумме 1 409 887 рублей.