1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
1.1. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей статьи, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2 процента.
2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
3. Утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
3.1. Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении следующих видов недвижимого имущества:
объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия;
объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства, и необходимых для обеспечения функционирования объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Налоговая ставка в размере 0 процентов применяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в настоящем пункте, при условии одновременного выполнения для таких объектов следующих требований:
объекты впервые введены в эксплуатацию в налоговые периоды начиная с 1 января 2015 года;
объекты расположены полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области;
объекты принадлежат в течение всего налогового периода на праве собственности организациям, указанным в подпункте 1 пункта 5 статьи 342.4 настоящего Кодекса.
Перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого имущества, указанным в настоящем пункте, утверждается Правительством Российской Федерации.
3.2. Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году 1 процент, в 2018 году - 1,3 процента, в 2019 году - 1,3 процента, в 2020 и 2021 годах - 1,6 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
3.3. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ.
4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в настоящей статье.
5. Утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
Комментарий к ст. 380 НК РФ
Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.
Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. В случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, установленных Налоговым кодексом.
Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В большинстве субъектов РФ установлены максимальные налоговые ставки. Например, ставка в размере 2,2 процентов установлена в г. Москве (Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).
Судебная практика по статье 380 НК РФ
Отказывая в удовлетворении требования, суды апелляционной и кассационной инстанций, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 21, 56, 95, 372, 373, 380, 381 Налогового кодекса, Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" (далее - Перечень N 504), исходили из неправомерности применения заявителем льготы при исчислении налога на имущество.
Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2019 N 305-КГ18-25778 по делу N А40-122509/2017
По пункту 2.3.1 решения инспекции суд первой инстанции указал, что налоговый орган правомерно пришел к выводу о том, что обществом в нарушение статьи 374, пункта 11 статьи 381 НК РФ занижена налоговая база по налогу на имущество организаций в связи с необоснованным применением в 2012 году льготы в отношении 8 объектов основных средств и в нарушение пункта 3 статьи 380 НК РФ необоснованно применена пониженная ставка в 2013-2014 годах, что привело к неуплате (неполной уплате) налога на имущество организаций в общей сумме 40 754 269 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа (пункту 2.3.1 решения).
Определение Верховного Суда РФ от 07.05.2019 N 308-ЭС19-5523 по делу N А53-5627/2018
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 21, 56, 373, 374, 380, 381 Налогового кодекса, статей 5, 7, 43 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", принимая во внимание постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" (далее - Перечень N 504) и от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Областной закон Ростовской области от 10.05.2012 N 843-3C "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области", приказы Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств "ПБУ 6/01", от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", Государственные стандарты ГОСТ 21027-75 "Системы энергетические. Термины и определения", ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", пришли к выводу о том, что арендуемые трансформаторные подстанции используются обществом для собственных нужд и с учетом их функционального предназначения не относятся к имуществу, включенному в Перечень N 504, в связи с чем в отношении данных объектов льгота по налогу на имущество применению не подлежит.
Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2019 N 304-ЭС19-7381 по делу N А67-10599/2017
Как следует из обжалуемого судебного акта, подпунктом 2 пункта 2.4.1 решения инспекции от 30.06.2017 N 20/3-28в обществу доначислен налог на имущество организаций за 2013-2014 годы в размере 1 303 708 рублей в отношении движимого имущества (объекты основных средств), принятого на учет с 01.01.2013 и являющегося неотъемлемой технологической частью линий электропередачи в соответствии с Перечнем имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504. По мнению налогового органа, спорное имущество подлежит налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации, вне зависимости от его статуса (движимое или недвижимое имущество).
Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2019 N 307-ЭС19-8264 по делу N А42-2473/2017
Как установлено судами и следует из судебных актов, основанием для доначисления налога на имущество, начисления пеней и штрафа явился вывод налогового органа о занижении обществом в нарушение статьи 374, пункта 3 статьи 380, пункта 11 статьи 381 НК РФ налоговой базы по налогу на имущество в связи с необоснованным применением в 2012 году льготы в отношении 3 объектов основных средств.
Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2019 N 308-ЭС19-11998 по делу N А53-7507/2018
Основанием для доначисления налога, начисления пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном применении пониженной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса, в отношении принадлежащего обществу имущества.
Считая решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 302-КГ16-21381 по делу N А74-2938/2015
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 23, 373, 374, 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорное имущество с учетом функционального назначения не относится к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ которых содержатся в Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 308-КГ17-6698 по делу N А32-13734/2016
Как усматривается из судебных актов, оспариваемыми решениями налогового органа обществу доначислен налог на имущество в связи с неправомерным применении налогоплательщиком в 2013 году ставки в размере 0,4%, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении линий электропередач обособленных подразделений - магазинов "Магнит".
Определение Верховного Суда РФ от 07.11.2017 N 306-КГ17-15755 по делу N А55-15475/2016
Как следует из судебных актов, основанием для доначисления спорных сумм послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом пониженной ставки налога на имущество организаций, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов основных средств: подстанции трансформаторные, здание трансформаторной подстанции, трансформаторы.
Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2017 N 303-КГ17-17232 по делу N А51-16791/2016
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 21, 374, 380, 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорное имущество с учетом функционального назначения не связано с процессом передачи электрической или тепловой энергии, не относится к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ которых содержатся в Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2019 N 304-ЭС19-22979 по делу N А27-268/2019
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом пониженной налоговой ставки 1,6%, применяемой в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ, тогда как спорные основные средства такими объектами не являются.