1. Налоговым периодом признается календарный год.
2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
3. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
- Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества
- Статья 380. Налоговая ставка
Комментарий к ст. 379 НК РФ
Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (ст. 55 Налогового кодекса).
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные периоды законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе.
На наш взгляд, предоставление законодательным (представительным) органам субъектов РФ права при установлении налога не устанавливать отчетные периоды может привести к возникновению проблемных ситуаций.
Допустим, что одна организация, назовем ее - фирма А, находится в регионе, где установлены отчетные периоды. Другая организация, скажем, фирма Б, зарегистрирована в регионе, в котором отчетные периоды по налогу на имущество не установлены. При этом между этими организациями заключен договор совместной деятельности, согласно которому общие дела товарищей ведет фирма Б.
В рамках заключенного договора о совместной деятельности фирма Б приобрела в январе здание. В результате в конце первого квартала у фирмы А возникает объект налогообложения (пропорционально доле в общем имуществе товарищей). В соответствии со своим региональным законодательством она должна определить налоговую базу, исчислить сумму авансового платежа и произвести уплату. При этом исчисление должно быть осуществлено на основе данных, предоставленных фирмой Б.
Но в регионе, где находится фирма Б, не установлены отчетные периоды, а также не установлены обязанности налогоплательщиков по внесению авансовых платежей по налогу на имущество. Если данная организация не предоставляет информацию об объекте налогообложения, фирма А не может правильно и своевременно выполнить свои обязанности налогоплательщика по налогу на имущество организаций. При этом фирма Б не нарушает никаких обязанностей, установленных своим региональным законодательством.
Судебная практика по статье 379 НК РФ
Судами установлено, что в результате проведенной управлением в отношении инспекции ревизии финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год были выявлены нарушения статьи 34, пункта 11 статьи 161, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон о государственных гарантиях и компенсациях), пункта 6 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений", статей 379, 382, пунктов 1, 2 статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", пункта 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П).
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 32-АПГ16-14
В соответствии с пунктом 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2017 N 304-КГ17-303 по делу N А03-8730/2016
Признавая ненормативные акты законными и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 23, 45, 46, 69, 75, 80, 373, 374, 379, 382, 386 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Положением о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом от 31.03.2005 N 231 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходили из недоказанности заявителем прохождения в учреждении военной и (или) приравненной к ней службы.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.03.2017 N 5-АПГ17-16
В силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Как следует из материалов дела, принадлежащее административному истцу здание включено в пункт 6542 Перечня на основании сведений государственного кадастра недвижимости, согласно которым вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, подпадает под критерии, установленные подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.08.2017 N 91-АПГ17-3
Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год (пункт 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из содержания оспариваемого приказа, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержден Государственным комитетом Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике 26 декабря 2016 года, то есть не позднее 1-го числа очередного налогового периода, что в полной мере согласуется с предписаниями пункта 2 статьи 372, пункта 2 статьи 375 и подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.12.2017 N 45-АПГ17-19
В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций, которым согласно пункту 1 статьи 379 НК РФ является календарный год. При этом включение объектов недвижимого имущества в Перечень осуществляется до 1-го числа очередного налогового периода.
Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2017 N 302-КГ17-19727 по делу N А74-2204/2017
При этом указанные в Приказе положения направлены на урегулирование общественных отношений в сфере налогообложения и сборов, обязательны для неопределенного круга лиц, поскольку в перечень включены конкретные объекты недвижимого имущества без указания их собственников, рассчитаны на неоднократное применение (в течение налогового и отчетных периодов, определенных статьей 379 Налогового кодекса).
Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2018 N 305-КГ17-21344 по делу N А40-130012/2016
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 223, 226, 379, 386, 388, 397 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 15, 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Законами города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" и от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта осведомленности общества об имеющихся проблемах у обслуживающего банка и наличия в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, в связи с чем не усмотрели оснований для признания обязанности по уплате налоговых платежей и страховых взносов исполненной.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 46-АПГ17-27
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что приказ от 25 декабря 2015 года N 3265 вынесен с грубым нарушением требований пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, в связи с чем его действие не может быть распространено на налоговый период 2016 года. Поскольку акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а налоговым периодом в силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса РФ признается календарный год, административный истец полагал, что приказ от 25 декабря 2015 года N 3265 должен был вступать в силу в целях налогообложения по налогу на имущество не с 1 января 2016 года, а с 1 января 2017 года.
Определение Верховного Суда РФ от 13.03.2019 N 305-ЭС19-1310 по делу N А40-16262/2018
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 85, 373, 374, 375, 379, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законами города Москвы от 05.11.2003 N 64, от 20.11.2013 N 63 "О налоге на имущество организаций", Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных актов.
Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 305-КГ18-17303 по делу N А40-232515/2017
Признавая названные решения законными, суды руководствовались пунктами 2 и 15 статьи 378.2, статьей 379 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), пунктом 3 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 N 114, и исходили из того, что причиной принятия постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП явилась техническая ошибка в результатах государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства города Москвы.