1. Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее в настоящей главе - имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения).
2. В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, либо на территории субъекта Российской Федерации и в федеральной территории "Сириус", либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации, федеральной территории "Сириус" в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории "Сириус".
3. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой.
4. Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
5. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ.
6. Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
Положение настоящего пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.
- Статья 375. Налоговая база
- Статья 377. Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества
Комментарий к ст. 376 НК РФ
В комментируемой статье устанавливается общий порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:
- организации (по месту постановки на учет в налоговых органах);
- каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.
При определении налоговой базы по налогу на имущество необходимо учитывать то, что по разным видам объектов основных средств на территории одного субъекта Российской Федерации могут быть установлены разные налоговые ставки.
В связи с этим для правильного определения налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, организация должна вести обособленный учет таких объектов.
Исключение составляет лишь движимое имущество. Это имущество в соответствии со ст. 376 Налогового кодекса РФ включается в налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, которое имеет отдельный баланс (если это имущество числится на балансе данного подразделения).
Следовательно, по местонахождению обособленного подразделения организации, не имеющего отдельного баланса, налоговая база будет исчисляться лишь в отношении основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (зданий, сооружений).
Другие основные средства, находящиеся в обособленном подразделении, будут включаться в налоговую базу для целей налогообложения по местонахождению организации.
Для объектов недвижимого имущества, которые расположены на территориях разных субъектов Российской Федерации, в частности для таких объектов, как железная дорога, магистральный трубопровод и других подобных объектов, установлен специальный порядок определения налоговой базы.
Налоговая база по этим объектам должна определяться отдельно и приниматься при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости такого объекта недвижимого имущества.
По общему правилу, прописанному в Налоговом кодексе РФ, чтобы определить среднегодовую стоимость имущества за налоговый период (либо среднюю за отчетный), надо сложить остаточную стоимость на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, затем эту сумму разделить на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
А если организация или филиал открылись или закрылись в середине года? Или в течение года организация приобрела либо продала объект недвижимости? То есть возникла ситуация, когда имущество числится на балансе не весь год. Как рассчитать его среднегодовую стоимость и налог? Главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. Поэтому при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ, с учетом положений статьи 379 Налогового кодекса РФ.
Статьей 379 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.
Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (то есть средняя за календарный год, а не за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году и соответствующем отчетном периоде - квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года (письмо Минфина России от 30 декабря 2004 г. N 03-06-01-02/26, письмо ФНС России от 17 февраля 2005 г. N ГИ-6-21/136@).
Аналогичный порядок определения среднегодовой (средней) стоимости применяется при снятии или постановке на баланс организации в течение налогового (отчетного) периода имущества, по которому налоговая база в соответствии с пунктом 1 статьи 376 Налогового кодекса РФ определяется отдельно.
Обращаем внимание: для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, объектом налогообложения признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества таких организаций признается их инвентаризационная стоимость по данным органов технической инвентаризации (п. 2 ст. 375 Налогового кодекса РФ) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 376 Налогового кодекса РФ), поэтому таким организациям вести учет имущества по правилам бухгалтерского учета, установленным в РФ, не нужно.
Поскольку налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 3 ст. 376 Налогового кодекса РФ), а инвентаризационная стоимость имущества по решению местных органов власти время от времени индексируется, то иностранным организациям, не осуществляющим деятельности в РФ через постоянные представительства, но имеющим на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, целесообразно уточнять его инвентаризационную стоимость в БТИ или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации.
Судебная практика по статье 376 НК РФ
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 252, 257, 260, 265, 270, 372, 374, 376, 378, 378.1, 382 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Закона Пензенской области от 27.11.2003 N 544-ЗПО "Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций", суды пришли к выводу о том, что налогоплательщик необоснованно квалифицировал проведенные на объекте основных средств работы как ремонт, а не как реконструкцию, в связи с чем ему правомерно доначислен инспекцией налог на прибыль и налог на имущество, поскольку налогоплательщик не увеличил стоимость основного средства на стоимость проведенных работ по реконструкции.
Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2017 N 310-КГ17-8965 по делу N А68-10627/2015
Поскольку спорные объекты недвижимости отвечали названным условиям, капитальные вложения в строительство объекта были завершены, суды, руководствуясь положениями статей 372, 373, 374, 375, 376 Налогового кодекса, ПБУ 6/01, Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу, что стоимость спорного объекта недвижимости обоснованно включена инспекцией в налоговую базу по налогу на имущество за рассматриваемый период.
Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2017 N 301-КГ17-10998 по делу N А11-7830/2015
Отказывая в удовлетворении заявленных в обжалуемой части требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 146, 153, 154, 166, 167, 257, 374, 375, 376, 386 Налогового кодекса, статей 1, 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", принимая во внимание Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств, установленный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н, постановление Госкомстата Российской Федерации от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств", разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для доначисления обществу налога на имущество и НДС в оспариваемых суммах.
Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2017 N 305-КГ17-16895 по делу N А40-138993/2016
Учитывая то обстоятельство, что спорные объекты недвижимости отвечали названным условиям, суды, руководствуясь положениями статей 372, 373, 374, 375, 376 Налогового кодекса Российской Федерации и ПБУ 6/01, пришли к выводу, что стоимость указанных объектов обоснованно включена инспекцией в налоговую базу по налогу на имущество за рассматриваемый период.
Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2018 N 307-КГ18-2202 по делу N А56-27787/2016
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 226, 252, 257, 258, 373, 375, 376 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия оспоренного решения, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2018 N 309-КГ18-5076 по делу N А60-7484/2017
Удовлетворяя требования о признании недействительным решения налогового органа, суды руководствовались статьями 374, 376, 378.2, 381, 383 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении", пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.03.2018 N 16-АПГ18-2
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Комитетом обоснован и мотивирован расчет суммы платежей по аренде земельного участка, произведенный с учетом годового размера арендной платы по договору аренды земли и площади земельного участка, а также, что правомерно с учетом положений статей 374, 375, 376, 380 Налогового кодекса Российской Федерации исчислен налог на имущество в рамках данной статьи затрат.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.08.2018 N 309-КГ18-5076 по делу N А60-7484/2017
Удовлетворяя требования о признании недействительным решения налогового органа, суды руководствовались статьями 374, 376, 378.2, 381, 383 Налогового кодекса, статьями 2, 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении"), пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.
Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2018 N 286-ПЭК18 по делу N А60-7484/2017
Удовлетворяя требование общества о признании недействительным решения налогового органа, суды руководствовались статьями 374, 376, 378.2, 381, 383 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.
Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2019 N 305-ЭС19-7486 по делу N А40-6180/2018
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 170 - 172, 256, 268, 277, 374, 376 Налогового кодекса, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 544-О, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия оспоренного решения.
Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2019 N 309-ЭС19-8371 по делу N А60-31011/2018
В обоснование требований Общество ссылается на то, что здание, в котором расположены принадлежащие истцу нежилые помещения, отвечает признакам, установленным в пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса, в связи с чем, налоговая база по налогу на имущество подлежит определению по правилам пункта 2 статьи 375 названного Кодекса и Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, а не исходя из среднегодовой стоимости здания, определяемой как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (пункт 4 статьи 376 Налогового кодекса).