1. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.
Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в соответствии с настоящим Кодексом.
2. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.
4. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
- Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
- Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов
Комментарий к ст. 57 НК РФ
1. Настоящая статья устанавливает правила установления сроков уплаты налогов и сборов. Из них следует, что:
- сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому отдельному налогу и сбору (т.е. общих сроков уплаты налогов и сборов нет);
- изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (например, статьями 63 - 68 НК РФ).
Срок уплаты налога и сбора считается соблюденным, если налогоплательщик и (или) плательщик сборов (их представители) исполнили данную обязанность в момент, указанный:
- в пункте 2 статьи 45 НК РФ (см. комментарий к ней);
- в статье 78 НК РФ (см. комментарий к ней);
- в других нормах НК РФ (см. комментарий к статьям 48 - 51 НК РФ).
2. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (ст. ст. 72 - 77 НК РФ), а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ст. ст. 114, 116 - 126 НК РФ).
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 57 НК сроки уплаты налогов и сборов определяются:
1) календарной датой;
2) истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.
В случае определения сроков для совершения действий периодом времени, действие может быть совершено в течение всего периода;
3) указанием на событие, которое должно наступить или произойти (например, окончание отсрочки по уплате налогов и сборов, см. статью 64 НК РФ);
4) указанием на действие, которое должно быть совершено (например, осуществление зачета суммы излишне уплаченного налога в счет платежей по другому налогу).
Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются только настоящим Кодексом. При этом они устанавливаются применительно к каждому такому действию. В зависимости от того, какой участник налоговых правоотношений должен совершить действие, эти сроки также могут быть различными.
4. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом (см. статью 52 НК РФ, а также комментарий к ней), обязанность по уплате налога (но не сбора) возникает не ранее даты получения плательщиком налогового уведомления.
Судебная практика по статье 57 НК РФ
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2017 N 302-КГ17-13816 по делу N А78-14799/2016
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 57, 75, 122, 249, 346.15, 346.17, 346.27, 346.43, 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 421, 431, 702, 703, 704, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения в оспоренной части, с чем согласился суд округа.
Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 N 2519-О
СТАТЬИ 57 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 78-КГ17-82
Понимание имущественных потерь бюджета вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного налогового вычета как недоимки означало бы признание наличия во всяком случае причиненного налогоплательщиком ущерба казне от несвоевременной и неполной уплаты налога и тем самым влекло бы необходимость применения в отношении налогоплательщика мер государственного принуждения правовосстановительного характера в виде взыскания пени (пункт 2 статьи 57 и статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2018 N 310-КГ18-2836 по делу N А83-8148/2016
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 23, 45, 57 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 10, 15, 18, 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", принимая во внимание правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12.10.1998 N 24-П и в определении от 25.07.2001 N 138-О, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.05.2018 N 89-КГ18-4
Между тем в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 309-КГ18-9448 по делу N А50-24187/2016
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 11, 45, 46, 57, 69, 70, 75, 163, 173, 174 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суды признали оспариваемые действия налогового органа незаконными в части.
Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2018 N 309-КГ18-14764 по делу N А50-10718/2017
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 52, 54.1, 57, 146, 171, 172, 173, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09, суды первой и апелляционной инстанций признали оспоренный ненормативный акт налогового органа законным и обоснованным, с чем согласился суд округа.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 230-О
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Налоговый кодекс Российской Федерации в главе 21 регламентирует отношения по уплате налога на добавленную стоимость, в частности при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: им установлены особенности налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговые ставки, основания освобождения от налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2019 N 301-ЭС19-6413 по делу N А11-12398/2016
При рассмотрении настоящего дела суды, руководствуясь статьями 31, 57, 75, 106, 110, 122, 169, 171, 172, 247, 252 Налогового кодекса и разъяснениями, содержащимися в Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", указали на отсутствие у общества реальных хозяйственных операций с ООО "Интеграл", ООО "Логистик Групп" и ООО "Спектр" по приобретению товаров, нереальность операций с ООО "Респект" и ООО "Комплект" по аренде спецтехники и приобретению к ней комплектующих, а также о намеренном создании обществом с указанными организациями формального документооборота в целях получения необоснованной налоговой выгоды посредством завышения налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1439-О
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Налоговый кодекс Российской Федерации в главе 21 регламентирует отношения по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: им установлены особенности налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговые ставки, основания освобождения от налогообложения.