1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговые ставки по региональным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по местным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" в пределах, установленных настоящим Кодексом.
- Статья 52. Порядок исчисления налога, сбора, страховых взносов
- Статья 54. Общие вопросы исчисления налоговой базы
1. Настоящая статья Кодекса дает определение налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Стоимостная характеристика выражает денежную оценку, способность иметь определенную цену.
Физическая характеристика может выражать собой параметры в виде объема, цвета, веса, площади, этажности, глубины, технических характеристик.
Иная характеристика объекта налогообложения - количественная характеристика (возможность быть измеренным); такие параметры объекта, как производительность, место расположения и т.п.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на прибыль организации, на доход физического лица, на недвижимое имущество налогоплательщика и т.д.). Чаще всего налоговая ставка выражена в процентах от упомянутой единицы измерения (24% от прибыли, 1% от стоимости имущества и т.д.).
Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Исключение из этого правила, абзац 2 пункта 1 статьи 53 НК РФ, который устанавливает, что ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ. Однако лишь в порядке и пределах, установленных в самом НК РФ. Примером могут служить пониженные ставки НДС по ряду товаров.
2. Налоговая база, как и порядок ее определения, по региональным и местным налогам устанавливается нормами самого НК РФ.
Налоговые же ставки в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливаются:
- по региональным налогам - законами (иными нормативными правовыми актами), принимаемыми представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ, например, в Москве - законами, принятыми городской Думой и подписанными мэром г. Москвы;
- по местным налогам - нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Однако в городах Москве и Санкт-Петербурге налоговые ставки местных налогов устанавливаются законами этих субъектов РФ (п. 4 статьи 12 НК РФ).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 53, 387 - 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспоренного ненормативного акта в части, утвержденной решением вышестоящего налогового органа.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 81-АПГ17-5
Как следует из содержания пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 53 НК РФ, обязательное требование, предъявляемое к любому налогу, - наличие самостоятельного объекта налогообложения, стоимостная, физическая или иная характеристики которого определяют налоговую базу.
Земельный налог является местным налогом, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 387 НК РФ).
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2020 N 305-ЭС20-8184 по делу N А40-58198/2018
В равной мере недопустимо продолжение использования недостоверной оценки объекта налогообложения для целей исчисления налога после того, как недостоверность результатов определения кадастровой стоимости была установлена уполномоченным органом, наделенным в соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности полномочиями по разрешению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие результаты государственной кадастровой оценки не образуют надлежащую (основанную на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостную характеристику объекта налогообложения и, следовательно, не отвечают критериям налоговой базы, установленным пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2022 N 305-ЭС21-19369 по делу N А40-13192/2016
Между тем, как следует из пункта 1 статьи 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. В силу пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Пункт 1 статьи 53 НК РФ предусматривает, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Статья 55 НК РФ (пункт 1) устанавливает, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2018 N 304-КГ18-16815 по делу N А27-1632/2017
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 52, 53, 54, 72, 75, 122, 146, 168, 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения в оспоренной части с учетом доказанности направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды путем завышения налоговых вычетов на суммы НДС, уплаченные с предоплаты, перечисленной ООО "СтройМонтаж" в счет предстоящего выполнения работ по договору генерального подряда.
Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2018 N 307-КГ18-17380 по делу N А05-10946/2017
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 39, 53, 54, 169, 170, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), пришел к выводу о законности ненормативных правовых актов, вынесенных налоговым органом.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2019 N 5-АПГ18-138
Шакиров А.Н., действуя в интересах своей несовершеннолетней дочери Шакировой К.А., являющейся собственником 1/2 доли квартиры по адресу: г. ... , общей площадью 101,9 кв. м, кадастровая стоимость которой превышает ... рублей, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующей вышеприведенной нормы в части определения налоговой базы как кадастровой стоимости объекта налогообложения без учета порядка, предусмотренного статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации, и в части установления размера налоговой ставки в зависимости от величины кадастровой стоимости объекта налогообложения. Заявление мотивировано тем, что оспариваемый в части нормативный правовой акт изменяет порядок определения налоговой базы объектов налогообложения, предусмотренный статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку при исчислении налога на имущество физических лиц налоговые ставки установлены в зависимости не от размера налоговой базы, а от кадастровой стоимости объекта налогообложения, что не соответствует положениям статей 38, 53, 399, 403, 406, 408 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303 по делу N А40-232515/2017
Использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости, влекущее необходимость ее пересмотра, свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество организаций. Такая кадастровая стоимость вопреки пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса не является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2019 N 207-ПЭК19 по делу N А40-232515/2017
Отменяя принятые по делу судебные акты, руководствуясь статьями 3, 24.11, 24.12, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьями 3, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 114, и принимая во внимание многократное (более чем в 14 раз) различие между первоначально определенной кадастровой стоимостью принадлежащего обществу здания и исправленной кадастровой стоимостью и волю законодателя, направленную на необходимость исправления ошибок, допущенных при исчислении налога на имущество организаций в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости, Судебная коллегия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае новая кадастровая стоимость не может применяться к налоговому периоду 2016 года; величина налога на имущество за 2016 год должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.