Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
5) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;
6) утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ;
7) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;
8) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
- Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов
- Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
Комментарий к ст. 9 НК РФ
Настоящая статья определяет участников (субъектов) налоговых отношений, статус которых подробно раскрыт в последующих статьях настоящего Кодекса и иными соответствующими нормативными актами.
При этом участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1. Налогоплательщики и плательщики сборов - организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Это:
а) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств. А также международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации);
б) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
2. Налоговые агенты - лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
3. Налоговые органы.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Единая система налоговых органов состоит из входящей в состав Минфина России федеральной налоговой службы и территориальных налоговых органов (юридических лиц) по субъектам Российской Федерации, а также по городам, районам, районам в городах и т.п.
4. Таможенные органы:
- Федеральная таможенная служба (входит в состав Минэкономразвития) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющей непосредственное руководство по осуществлению таможенного контроля и надзора;
- региональные таможенные управления РФ;
- таможни РФ;
- таможенные посты РФ.
В соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Деятельность таможенных органов регламентирована Таможенным кодексом РФ и другими нормативными актами.
5. Сборщики налогов и сборов.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться:
- государственными органами (федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ);
- органами местного самоуправления (исполнительными органами местного самоуправления);
- органами, уполномоченными органами исполнительной власти соответствующего уровня на прием и перечисление в бюджеты налогов и сборов;
- должностными лицами, уполномоченными осуществлять прием и перевод в бюджеты налогов и сборов.
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях;
- организациями, также уполномоченными органами исполнительной власти соответствующего уровня на прием и перечисление в бюджеты налогов и сборов.
Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
6. Органы государственных внебюджетных фондов, их подразделения в субъектах РФ, в районах и городах.
Внебюджетные фонды - это государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством (ПФР, ФСС и др.).
Судебная практика по статье 9 НК РФ
Привлекая Демчука А.С. к субсидиарной ответственности, суды руководствовались статьями 9, 10 (пункт 2) Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 3, 9, 23, 24 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и исходили из доказанности нарушения Демчуком А.С. как руководителем должника обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд о собственном банкротстве при наличии признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества должника (недоимки по налогам, превышающей активы должника).
Определение Конституционного Суда РФ от 31.05.2022 N 1153-О
Оспариваемые законоположения Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают право участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обжалование ненормативных актов налоговых органов, а также порядок такого обжалования. При этом в силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации к участникам налоговых правоотношений, в частности, отнесены налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов и налоговые агенты.
Определение Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 N 141-О
Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленными М.Л. Брелем и И.Ю. Шестеркиным материалами не подтверждено применение судами в деле с их участием положений статей 9, 137 и пункта 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2023 N 256-О
А ТАКЖЕ СТАТЕЙ 9, 21, 28, 110, 122 И 137 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2022 N 306-ЭС22-20769 по делу N А72-19740/2018
Изменяя определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанций, повторно оценив представленные по делу доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовался положениями статьи 15, 53, 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 9, 23, 24, 286 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4 и 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", и исходил из доказанности наличия совокупности условий, необходимых для взыскания с Гришанова А.В. в пользу должника убытков в размере 1 004 174,72 руб., с чем впоследствии согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2022 N 310-ЭС22-7898 по делу N А54-4231/2019
При этом суды руководствовались положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 9, 19, 21, 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N 1632-О.
Решение Верховного Суда РФ от 12.10.2022 N АКПИ22-653
Общество с ограниченной ответственностью "Москва Китчен Хаус", общество с ограниченной ответственностью "Москоу-Дэсижн", Л. (далее также - административные истцы) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующей Инструкции, ссылаясь на то, что она противоречит статьям 1, 4, 6, 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс), нарушает их права как налогоплательщиков.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 783-О
Таким образом, положения налогового законодательства предусматривают право участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обжалование ненормативных актов налоговых органов, а также порядок этого обжалования, причем в силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации к участникам налоговых правоотношений, в частности, отнесены налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов и налоговые агенты.