1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков:
1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой;
3) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, за исключением доходов, в отношении которых налог исчисляется налоговым агентом в соответствии с положениями настоящей главы, - исходя из сумм таких доходов;
4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;
5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, - исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей;
6) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
7) физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
8) физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 52 статьи 217 настоящего Кодекса;
9) физические лица - иностранные граждане, лица без гражданства, состоящие на учете в соответствии с пунктом 7.4 статьи 83 настоящего Кодекса, получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов таким физическим лицам - иностранным гражданам, лицам без гражданства, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых представлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;
10) физические лица, представившие в налоговый орган уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли, - в части исчисления и уплаты соответствующей суммы налога.
2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
3. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса.
Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ.
4. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Абзац утратил силу с 1 января 2025 года. - Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ.
5. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
6. Уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят также налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога налогоплательщиками, для которых выполнено хотя бы одно из следующих условий:
сведения о доходах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде, представлены банками и (или) государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 214.2 настоящего Кодекса, налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса;
общая сумма стандартного налогового вычета, предусмотренного статьей 218 настоящего Кодекса, предоставлена налогоплательщику по итогам налогового периода одним или несколькими налоговыми агентами в большем размере, чем предусмотрено статьей 218 настоящего Кодекса;
общая сумма налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219.2 настоящего Кодекса, предоставленная налогоплательщику по итогам налогового периода, превышает установленный подпунктом 1 пункта 3 статьи 219.2 настоящего Кодекса размер данного налогового вычета, предоставляемого по всем договорам на ведение индивидуального инвестиционного счета, прекращенным в одном налоговом периоде;
общая совокупная сумма налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 и подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 219.2 настоящего Кодекса, предоставленная налогоплательщику по итогам налогового периода налоговым органом при представлении налогоплательщиком налоговой декларации, либо при исчислении и удержании налога налоговым агентом, либо в порядке, установленном статьей 221.1 настоящего Кодекса, превышает установленный подпунктом 1.1 пункта 3 статьи 219.1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 219.2 настоящего Кодекса совокупный размер данных налоговых вычетов за налоговый период;
сумма выплат (в части превышения над уплаченными сберегательными взносами), не учтенная на основании абзаца девятого пункта 1 статьи 213.1 настоящего Кодекса, превышает установленные указанным абзацем пределы;
общая сумма налога, исчисленная налоговым органом в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса, превышает совокупность суммы налога, исчисленной налоговыми агентами, суммы налога, исчисленной налогоплательщиками исходя из налоговой декларации, в отношении доходов налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду, и суммы налога, исчисленной налоговым органом с доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, а также доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов.
Налогоплательщики при наличии предусмотренных законодательством о налогах и сборах оснований, влекущих перерасчет суммы ранее исчисленного налога, вправе представить в налоговый орган по своему выбору заявление о перерасчете суммы ранее исчисленного налога. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие наличие оснований, влекущих перерасчет суммы ранее исчисленного налога. Заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае, если документы, подтверждающие наличие оснований, влекущих перерасчет суммы ранее исчисленного налога, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении о перерасчете суммы ранее исчисленного налога, запрашивает сведения, подтверждающие наличие оснований, влекущих перерасчет суммы ранее исчисленного налога, у органов, налоговых агентов, банков и иных лиц, имеющих эти сведения.
Орган, налоговый агент, банк или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих наличие оснований, влекущих перерасчет суммы ранее исчисленного налога, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган об отсутствии запрашиваемых сведений.
Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения либо в случае неполучения в установленный настоящим пунктом срок указанного сообщения по истечении трех дней со дня окончания этого срока обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих наличие оснований, влекущих перерасчет суммы ранее исчисленного налога, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган. В случае непредставления по запросу налогового органа налогоплательщиком самостоятельно документов, подтверждающих наличие оснований, влекущих перерасчет суммы ранее исчисленного налога, налоговый орган направляет налогоплательщику в установленный настоящим пунктом срок сообщение об отсутствии основания для перерасчета суммы ранее исчисленного налога.
Заявление о перерасчете суммы ранее исчисленного налога рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
По результатам рассмотрения заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в таком заявлении, уведомление о перерасчете суммы ранее исчисленного налога либо сообщение об отказе в перерасчете суммы ранее исчисленного налога.
В уведомлении о перерасчете суммы ранее исчисленного налога должны быть указаны основания перерасчета суммы ранее исчисленного налога, период, за который осуществлен перерасчет суммы ранее исчисленного налога. В сообщении об отказе в перерасчете суммы ранее исчисленного налога должны быть указаны основания отказа в перерасчете суммы ранее исчисленного налога.
В случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога сумма ранее исчисленного налога изменилась, налоговый орган вместе с уведомлением о перерасчете суммы ранее исчисленного налога направляет налогоплательщику налоговое уведомление, сформированное в связи с таким перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Форма заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога, сообщения об отказе в перерасчете суммы ранее исчисленного налога утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Перерасчет суммы ранее исчисленного налога осуществляется на основании сведений, полученных от органов, налоговых агентов, банков и иных лиц, имеющих эти сведения, налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в том числе по запросу налогового органа, направленного в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, начиная с налогового периода, в котором возникло основание для такого перерасчета.
Налог, исчисленный по результатам перерасчета суммы ранее исчисленного налога, подлежит уплате налогоплательщиком в срок не позднее 28-го числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором сформировано налоговое уведомление в связи с таким перерасчетом.
7. В отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 год в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 1 декабря 2018 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
- Статья 227.2. Особенности исчисления сумм налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний
- Статья 229. Налоговая декларация
4 СТАТЬИ 228 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТЯМИ 3 - 5 И 8 СТАТЬИ 84, ЧАСТЬЮ 3 И ПУНКТОМ 3 ЧАСТИ
4 СТАТЬИ 180, ПУНКТОМ 6 ЧАСТИ 2 И ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 311,
Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 960-О
ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЯМИ 70, 89 И 228 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2018 N 310-КГ16-13086 по делу N А36-3766/2015
Выражая несогласие с выводами суда кассационной инстанции в части судебных расходов в сумме 22 750 рублей, общество в обоснование своей позиции, ссылаясь на положения статей 123, 207, 208, 214.1, 224, 226, 228, 230 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, приводит доводы о том, что порядок удержания и перечисления налога на доходы физических лиц с дохода, подлежащего выплате представителю за оказанные услуги, не изменяет условий заключенного договора об оказании юридических услуг; за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенной на налогового агента налоговым законодательством обязанности по перечислению удержанного с физических лиц НДФЛ в бюджет, общество могло быть привлечено к налоговой ответственности. В связи с чем считает, что НДФЛ, перечисленный им в бюджет в связи с осуществлением выплат Алмияровой Е.Н., подлежит взысканию в составе судебных расходов.
Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 N 1681-О
СТАТЬИ 228 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2020 N 18-КА19-68
В таком случае гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет (подпункт 7 пункта 1, пункт 2 статьи 228 Налогового кодекса).
Облагаемым налогом доходом в этом случае по существу выступает вменяемая гражданину выгода в виде экономии на расходах по созданию (приобретению) соответствующего имущества, являющегося предметом договора дарения.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 965-О
По мнению заявительницы, данные положения, рассматриваемые во взаимосвязи со статьями 224 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации, противоречат статьям 35 (часть 2), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, исключают возможность своевременного и полного исполнения обязанности по уплате налога на доходы гражданином, в отношении которого введена процедура реализации имущества, а также препятствуют гражданину-налогоплательщику самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога на доходы физических лиц без участия утвержденного арбитражным судом финансового управляющего гражданина.
Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2020 N 310-ЭС19-28623 по делу N А68-4299/2018
Рассматривая спор, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 31, 208 - 210, 218 - 220, 228, 346.26 Налогового кодекса, статей 784, 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин, механизмов, работ в автомобильном транспорте", разъяснениями, изложенными в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 169-О, от 04.11.2004 N 324-О и постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о законности решения инспекции ввиду доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий предпринимателя на получение необоснованной налоговой выгоды.
Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2020 N 302-ЭС19-28016 по делу N А10-2670/2018
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 207, 208, 209, 210, 217, 220, 223, 228 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о законности и обоснованности оспоренного решения налогового органа, признав доказанным факт использования реализованного недвижимого имущества в предпринимательской деятельности. Суд округа согласился с данными выводами.
Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2020 N 301-ЭС20-7180 по делу N А79-11504/2018
Оценив в соответствии с нормами главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в том числе материалы налоговой проверки, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 38, 39, 75, 114, 122, 207, 210, 212, 216, 220, 223, 224, 228, 248, 249, 346.11, 346.14, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, 38, 39, 75, 114, 122, 207, 210, 212, 216, 220, 223, 224, 228, 248, 249, 346.11, 346.14, 346.15 Кодекса, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.1996 N 20-П, суд кассационной инстанции, отменяя в части постановление суда апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2022 N 310-ЭС22-6247 по делу N А68-3256/2021
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 41, 69, 70, 46, 209, 210, 228 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды удовлетворили требования налогового органа, снизив размер начисленного штрафа, установив, что спорные хозяйственные операции Рафиковым В.В. как предпринимателем не осуществлялись, и, признав полученную им от организаций сумму денежных средств как подлежащий налогообложению на доходы физических лиц иной доход, не связанный с осуществлением предпринимательской деятельности.
Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2018 N 304-КГ18-15418 по делу N А75-772/2017
Относительно доначисления налогоплательщику НДФЛ суды, оценив представленные доказательства и установив факт поступления на расчетные счета предпринимателя денежных средств, которые вносились как самим предпринимателем, так и иными физическими лицами, а также последующее расходование средств на личные нужды и приобретение имущества в собственность, руководствуясь статьями 207, 208, 209, 210, 228 Налогового кодекса, статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о правомерном доначислении предпринимателю налога на доходы физических лиц в связи с получением им дохода, подлежащего налогообложению.